19 ноября 2013 г.

Принципы систем менеджмента

Рискуя показаться неоригинальным, я, всё-таки, ещё раз воспроизведу принципы, описанные в ISO 9000, заодно с преимуществами и результатами, которые даёт следование тому или иному принципу.

Ориентация на потребителя

Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
Основные преимущества:
  • рост доходов и увеличение доли рынка за счет гибкого и быстрого реагирования на возможности рынка;
  • более высокая результативность использования ресурсов организации для более полного удовлетворения потребностей потребителей;
  • повышение лояльности потребителей, ведущее к повторным сделкам.
Применение принципа ориентации на потребителя ведет, как правило, к:
  • изучению и пониманию потребностей и ожиданий потребителей;
  • обеспечению связи целей в области качества организации с потребностями и ожиданиями потребителей;
  • доведению потребностей и ожиданий потребителей до всех работников организации;
  • измерению удовлетворенности потребителей и принятию мер исходя из полученных результатов;
  • систематическому менеджменту отношений с потребителями;
  • обеспечению сбалансированного подхода к удовлетворению потребностей потребителей и других заинтересованных сторон (таких как владельцы, работники, поставщики, финансирующие организации, местное сообщество и общество в целом).

Лидерство руководителей

Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в достижение целей организации.
Основные преимущества:
  • работники будут понимать цели и задачи организации и иметь стимулы к их выполнению;
  • деятельность оценивается, согласовывается и осуществляется на общей основе;
  • обеспечение обмена информацией между различными уровнями организации.
Применение принципа лидерства руководителей ведет, как правило, к:
  • принятию во внимание потребностей всех заинтересованных сторон, включая потребителей, владельцев, работников, поставщиков, финансирующие организации, местные сообщества и общество в целом;
  • формированию четкого видения будущего организации;
  • постановке смелых целей и задач;
  • созданию и поддержанию общих ценностей, беспристрастности и определению этики поведения на всех уровнях организации;
  • созданию атмосферы доверия и работы без страха;
  • обеспечению работников необходимыми ресурсами, подготовкой и свободой действия в рамках ответственности;
  • воодушевлению, поощрению и признанию вклада работников.

Вовлечение работников

Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
Основные преимущества:
  • мотивированные, преданные и вовлеченные кадры организации;
  • инновационный и творческий подход к достижению целей организации;
  • ответственность работников за свою деятельность;
  • готовность работников участвовать и вносить свой вклад в непрерывное совершенствование.
Применение принципа вовлечения работников ведет, как правило, к:
  • пониманию работниками важности своего вклада и роли в организации;
  • выявлению работниками факторов, мешающих их деятельности;
  • принятию работниками на себя ответственности за решение проблем;
  • оцениванию работниками своей деятельности в сравнении с личными целями и задачами;
  • активному поиску работниками возможностей для повышения своей компетентности, знаний и опыта;
  • свободной передаче работниками своих знаний и своего опыта;
  • открытому обсуждению работниками проблем и вопросов.

Процессный подход

Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
Основные преимущества:
  • снижение затрат и сокращение продолжительности производственных циклов за счет результативного использования ресурсов;
  • более точные, непротиворечивые и прогнозируемые результаты;
  • сфокусированное внимание на возможностях улучшения и расстановка их по приоритетам.
Применение принципа процессного подхода ведет, как правило, к:
  • систематическому определению действий, необходимых для получения желаемого результата;
  • установлению четкой ответственности за менеджмент основных видов деятельности;
  • анализу и измерению возможностей основных видов деятельности;
  • определению взаимодействий основных видов деятельности в рамках подразделений организации и между ними;
  • ориентации на такие факторы, как ресурсы, методы и материалы, способствующие улучшению основных видов деятельности организации;
  • оцениванию рисков, последствий и влияний деятельности на потребителей, поставщиков и другие заинтересованные стороны.

Системный подход к менеджменту

Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы способствует результативности и эффективности достижения организацией поставленных целей.
Основные преимущества:
  • интеграция и увязка процессов, которые в наибольшей степени способствуют достижению желаемых результатов;
  • способность акцентировать усилия на ключевых процессах;
  • обеспечение уверенности заинтересованных сторон в согласованности, результативности и эффективности деятельности организации.
Применение принципа системного подхода к менеджменту ведет, как правило, к:
  • структурированию системы для достижения целей организации наиболее результативным и эффективным образом;
  • пониманию взаимозависимости процессов в системе взаимозависимостей между процессами системы;
  • структурированным подходам, ведущим к гармонизации и интеграции процессов;
  • обеспечению лучшего понимания роли и ответственности функций и обязанностей, необходимых для достижения общих целей и, следовательно, для снижения межфункциональных барьеров;
  • пониманию возможностей организации и определению необходимых ресурсов до начала осуществления действий;
  • установлению целей и определению порядка выполнения конкретных действий в рамках системы;
  • постоянному улучшению системы путем измерения и оценивания.

Постоянное улучшение

Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
Основные преимущества:
  • повышение эффективности за счет совершенствования возможностей организации;
  • увязка мер по совершенствованию на всех уровнях со стратегическими задачами организации;
  • гибкость быстрого реагирования на благоприятные возможности.
Применение принципа постоянного улучшения ведет, как правило, к:
  • развертыванию по всей организации согласованного подхода к постоянному улучшению ее деятельности;
  • обучению работников средствам и методам постоянного улучшения;
  • превращению постоянного улучшения продукции, процессов и систем в задачу каждого работника организации;
  • разработке целей для того, чтобы направлять и отслеживать улучшения;
  • признанию и поощрению за улучшения.

Принятие решений, основанных на фактах

Результативные решения основываются на анализе данных и информации.
Основные преимущества:
  • решения, обеспеченные информацией;
  • повышение способности подтвердить результативность прошлых решений путем ссылки на фактические зарегистрированные данные;
  • возросшая способность к анализу, высказыванию сомнений и изменению мнений и решений.
Применение принципа принятия решений, основанных на фактах ведет, как правило, к:
  • обеспечению уверенности в достоверности и точности данных и информации;
  • доступности данных тем, кто в них нуждается;
  • анализу данных и информации с использованием апробированных методов;
  • принятию решений и действий на основе фактического анализа, сбалансированного с учетом опыта и интуиции

Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Организация и ее поставщики взаимозависимы, и их взаимовыгодные отношения повышают способность как тех, так и других создавать ценность.
Основные преимущества:
  • повышение способности создавать ценность для обеих сторон;
  • гибкость и быстрота совместного реагирования на изменения рынка или потребности и ожидания потребителей;
  • оптимизация затрат расходов и ресурсов.
Применение принципа взаимовыгодных отношений с поставщиками ведет, как правило, к:
  • установлению отношений с поставщиками на основе баланса краткосрочных достижений и долгосрочных планов;
  • объединению знаний, опыта и ресурсов с партнерами;
  • определению и выбору основных поставщиков;
  • четкому и открытому обмену информацией;
  • обмену информацией и планами на будущее;
  • ведению совместно разработанной и улучшенной деятельности;
  • воодушевлению, поощрению и признанию поставщиков за улучшения и достижения.

Удовлетворение других заинтересованных сторон (сотрудников, общество)

Несмотря на то, что в ISO 9000 такого принципа нет, фактически, он декларируется в ISO 9004.

Комментариев нет:

Отправить комментарий